Консультация для родителей "Постигаем азы художественного слова и выразительного чтения"
Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, может цитировать поэтические строки. "Какая речь! Какая память!" – восхищается собеседник. Не случайно так гордятся родители своими детками, которые наизусть читают Пушкина, Чуковского, Маршака. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как они ни бьются, как не стараются. Почему дети плохо запоминают текст? Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами. Для заучивания следует выбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
Часто при разучивании стихов используют принцип "повторенье – мать ученья". Однако, от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же это эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти – зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Самая сильная память – эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для ребенка делом веселым, а содержание стиха – видимым, представляемым.
Вот пример, как можно разучить стихотворение "Две синички". Сначала взрослый читает выразительно текст, затем предлагает детям его разыграть, изобразить. Взрослый показывает, как сделать руки "гнездышком", просит представить, что там, в гнездышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу, согреть своим теплым дыханием, а затем вместе со взрослым произносить слова и повторять движения.
Сидят в гнезде две птички, Две маленьких синички. Сидят, прижавшись тесно, Тепло в гнезде им вместе. |
Руки детей прижаты к груди, они согревают птичек. |
Но вот одна проснулась, Проснулась, встрепенулась И песенку запела, И к солнышку взлетела. |
Одна рука изображает пальцами движения крыльев – "взлетает" вверх, другая – у груди |
Вторая вот проснулась, Проснулась, встрепенулась, И песенку запела, И к солнышку взлетела. |
Вторая рука повторяет движения первой. |
И вот синички вместе Под солнышком летают. Их солнышко своими Лучами согревает. |
Руки с пальцами-крыльями двигаются над головой, изображая полет птиц навстречу друг другу. |
Вот вечер наступает, И солнышко садится. Пора домой синичкам Под вечер возвратиться. |
Руки плавно опускаются. Дети могут присесть на корточки. |
Сидят в гнезде две птички, Две маленьких синички. Сидят, прижавшись тесно, Тепло в гнезде им вместе. |
Руки снова складываются гнездышком и прижимаются к груди. |
В этом заучивании главное – игра, в которой дети "внутренним взором" видели бы, какие у птичек перышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревают их своим дыханием. Все это полезно для развития образной памяти, речи.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами различные виды "театров". Например, стихотворение Маршака "Багаж" можно выучить, если разыграть его по ролям с "вещами", которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, "Два барана" С.Михалкова. Его можно прочитать и изобразить двумя руками, выставив пальцы-рога. Это делается так легко, а легко узнаваемая ситуация "не уступлю, я первый"… обязательно заставит детей попробовать передать сценку встречи "на мостике горбатом". Дети средней группы не смогут изобразить баранов двумя руками одновременно, это можно сделать вдвоем, на пару со взрослым, каждый покажет своего барана. Для этого же возраста не менее интересной будет сценка с баранами, представленная в настольном театре кукол и в перчаточном театре. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить драматизацию "в лицах". При этом придется постепенно разучить стихотворение: сначала диалог белого и черного баранов, а затем и слова автора.
Это стихотворение Михалкова хорошо тем, что поучительно, нравоучительно, но без занудства. Вот вам картинка из жизни, а вывод делайте сами. Дети умны и чутки, они догадаются, что не случайно у слова "баран" есть второе значение. Благодаря этим стихам, дети осознают переносное значение слова и необходимость уступать.
При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Вся семья (дети и взрослые) собираются в кружок, кто-то из взрослых читает стихотворение и "раздает" (в устной форме) каждому по одной строчке: "Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего – и так до конца." "Раздавая" строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: давать для запоминания нетрудные строчки.
Есть еще один способ эффективного заучивания стихов – это опора на рисунки. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после просмотра рисунков сопровождавшегося чтением стихотворения, позволяет быстрее вспомнить стихи.